С возрастом люди обычно хуже ориентируются в диджитал- (цифровой) среде и современных технологиях. Недостаток цифровой грамотности у старшего поколения — общемировая проблема, которая входит и в повестку Всемирного экономического форума. По результатам «Цифрового диктанта» за 2021 год в России именно аудитория 60+ отличается самым низким уровнем цифрового потребления и владения цифровыми ресурсами.
Пенсионеры, особенно неработающие, менее всего приспособлены к диджитал-среде, в том числе в плане финансового поведения. Так, в 2017 году почти 30% россиян старше 60 лет вообще не пользовались финансовыми продуктами — за исключением карты для получения пенсии, и то — малая доля населения этой возрастной категории. Причем оплату услуг большинство из них совершает через офисы банков (80%) или отделения «Почты России» (больше половины). Мобильным и интернет-банком пользуются лишь 5% и 4% пенсионеров соответственно.
• Отсутствие цифровых компетенций делает пожилых людей легкими жертвами мошенников. Число случаев телефонных и киберпреступлений в стране выросло в несколько раз.
Но уязвимость перед лицом мошенников — не единственное, чем вредит пожилым людям слабая цифровая грамотность.
• Не умея пользоваться диджитал-продуктами, пенсионеры испытывают сложности с такими рутинными задачами, как получение госуслуг и оплата ЖКХ, поиск лекарств, заказ продуктов на дом, вызов такси, получение консультаций, настройка тарифов или подключение ТВ-каналов. Опасаясь электронной торговли, пожилые люди предпочитают закупаться офлайн, — но из-за проблем со здоровьем многим бывает непросто дойти даже до ближайшего магазина.
Причины нехватки цифровых компетенций у пожилых
• Ослабление социальных связей, завершение карьеры, состояние здоровья — все это снижает интерес к освоению чего-то нового. Очень заметно на цифровой регресс влияет отсутствие занятости — поскольку она, как правило, связана с работой за компьютером. С выходом на пенсию необходимость пользоваться даже простейшими программами обычно отпадает, поэтому безработные россияне по уровню цифровой грамотности заметно отстают от трудоустроенных.
• Среди причин низкой цифровой грамотности пенсионеров часто называют недостаток доступной информации. Решить эту проблему пытаются многие государственные и общественные организации, запуская образовательные и просветительские инициативы. Кроме того, косвенно помогают подтянуть цифровые навыки такие социальные программы как «Активное долголетие» и которое включает в себя множество дистанционных мероприятий и лекций — например, по выбору подходящего финансового продукта.
• Возможность бесплатно и в доступном формате приобрести цифровые навыки имеет огромное значение для пожилых людей. Но, к сожалению, образовательные курсы рассчитаны в первую очередь на активных пенсионеров, которые сами хотят подтянуть свои компетенции в «цифре». К сожалению, у многих пожилых людей нет желания осваивать новые технологии: они считают, что это для них слишком сложно или попросту не нужно.
Существует такой феномен как выученная беспомощность — мироощущение, когда человек убежден, что он не контролирует свою жизнь, а все попытки что-то изменить обречены на провал. Нередко это состояние испытывают люди старшего возраста, и отсутствие интереса к цифровому просвещению — лишь одно из его проявлений.
Причиной выученной беспомощности может стать и чрезмерная опека со стороны близких. Если родственники, пусть и из благих побуждений, берут на себя все заботы пенсионера, вплоть до самых обыденных: покупают продукты, решают бытовые вопросы, организуют досуг, — у человека исчезает ощущение контроля над своей жизнью. А это может иметь крайне негативные последствия.
Самостоятельный выбор и ответственность за свои решения позитивно влияют на общее состояние человека. Это особенно важно для пожилых людей, у которых в силу ограничения физических (и нередко финансовых) возможностей сужается зона контроля над своей жизнью. Неудивительно, что это может привести к разочарованию в своих силах и нежеланию узнавать что-то новое — не говоря уже об освоении цифровых продуктов.
• Если родственники действительно хотят облегчить жизнь своему пенсионеру, – нужно записать его на курсы компьютерной и финансовой грамотности, купить подходящий смартфон и произвести правильную настройку гаджета. Прежде всего, загрузить безопасные и нужные приложения, включить в настройках системные клавиши вместо жестов, т.к. пользователям в возрасте сложно освоить тачскрин из-за уходящей из конечностей подвижности. Однако этого недостаточно. Пожилым важна тактильность, иначе им будет сложно понять, что экран распознал прикосновение. Поэтому нужно включить ещё и виброотклик для всех прикосновений.
Именно цифровая грамотность дает пенсионерам больше возможностей, чтобы распоряжаться своей жизнью. Так, люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которым сложно ходить в магазин, могут самостоятельно заказывать продукты через приложение — а не примиряться с тем, что привезли родственники.
В Интернете пожилые люди могут находить подходящие варианты досуга, выбирать фильмы для просмотра, искать собеседников для онлайн-общения. Это не только способно сделать жизнь более интересной и разнообразной, но и позитивно влияет на общее состояние.
27.06.2022